Автор: Олег Туляков.
Независимость и самостоятельность. Два термина, что отражают сущностные устремления азербайджанского народа идти путем побед, свершений и процветания. Независимость современного Азербайджана представляет собой успешную стратегию самоутверждения на региональном и международном уровне. Самостоятельность в принятии решений — важная предпосылка тех колоссальных успехов республики, в управлении которой виртуозно сочетаются историческая идентичность и модерная государственность. Сегодня независимо и самостоятельно Азербайджанская республика вошла в число успешных стран мира, которые демонстрируют устойчивую динамику экономического развития и внешнеполитические победы.
Вполне объяснимо, что эти независимость и самостоятельность вызывают злобу и ненависть там, где успехи в экономике и международной политике видны только в подделанных по высшему заказу статистических данных и судорожно воспаленных речах проплаченных пропагандистов.
Преследования по этническому признаку для меня относятся к самым низким и мерзким формам беззакония. Философ Карл Поппер в программном произведении «Открытое общество и его враги» писал: «Призыв к расовому или национальному превосходству – это идеологическая попытка уничтожить открытость общества и вернуться к коллективистской магии племени». Поэтому режимы, которые практикуют преследования по этническому признаку, тянут человечество обратно к дикости, варварству и диктатуре насилия.
27 июня 2025 года очередной акт преследования по этническому признаку совершил кремлевский режим — «болотная хтонь», сотканная из страха, темноты, деструкции, архаики, разложения и трясины. Этот режим опирается на репрессии, страх и безосновательную сакрализацию государства, он погряз в преступлениях против человечества, настолько оболванив своих граждан через медиа и церковь, что сделал их соучастниками своих преступлений.
Сущность происходящего ясно выражена в сообщении Министерства культуры Азербайджана, в котором в качестве основания для отмены всех культурных мероприятий рф в Азербайджане указывается следующее: «Учитывая демонстративные, целенаправленные и внесудебные убийства и акты насилия, совершенные правоохранительными органами России против азербайджанцев по этническому признаку в Екатеринбурге, а также тот факт, что в последнее время подобные случаи приобрели систематический характер…».
Предлагаю при анализе произошедшего 27 июня в Екатеринбурге использовать несколько нестандартный ход: попытаться представить сам процесс планирования этого преступления. Для этого попробуем воссоздать гипотетически, но в максимально вероятных деталях те события, которые предшествовали распоряжениям, данным ФСБ и прочим центральным и региональным карательным структурам. В помощь нам будут те знания, которые были получены в ходе долгих наблюдений за поведением и принципами, которыми руководствуются власти рф.
По моему предположению дело было так. На одном из «сходняков» внутри высшего кремлевского серпентария решили «наказать» азербайджанцев. «Наказать» хотели за уже упомянутые нами независимость и самостоятельность во внешней и внутренней политике, а также вполне вероятно за то, что Азербайджан поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины в ее войне с рф, оказывая при этом бесценную материальную, техническую и организационную помощь. Не лишим будет вспомнить, что Кремль никак не может смириться с тем, что Азербайджан уверенно победил в Карабахской войне, преодолев все мыслимые и немыслимые трудности, часть из которых оказались непреодолимыми для многих других государств, оказавшихся в подобной ситуации.
В принятом наверняка в атмосфере судорожного страха и всеобщего «одобрямса» «екатеринбуржском сценарии» все было символично и согласно давним историческим традициям московского зверства. Официально весь этот шабаш было решено издевательски характеризовать в формате МИДовского комментария как «…комплекс мероприятий в рамках расследования уголовных дел о преступлениях прошлых лет». Меня в этой фразе воротит все. Особенно слово «комплекс».
В реальности «комплекс» представлял из себя реинкарнацию какого-то допотопного уголовного дела-«висяка» из архива, а также зверское и бесцеремонное вторжение в дома азербайджанцев, живущих в Екатеринбурге. В частности, в один из домов вломились в 5 утра в масках, избивали хозяина в присутствии детей, делали обыск без пояснений. В другой дом вломились, выбив двери, поставили хозяину на голову ноги и требовали дать показания против отца, угрожая убийством. Самого же отца одновременно избивали в соседней комнате. Били электрошокером, дубинками и монтировками.
Двоих азербайджанцев было решено убить с применением пыток. При этом распространяют дезинформацию об их смерти от сердечного приступа. Тела убитых родственникам решено не выдавать, используя при этом нарочито надуманный предлог. Наверняка заранее было решено использовать то обстоятельство, что до своей смерти эти люди не скрывались, не нарушали закон, жили открыто со своими семьями. И это для того, чтобы подать все события как ПОКАЗАТЕЛЬНУЮ РАСПРАВУ. То, что убитые были братьями известного азербайджанского журналиста – так же весьма символично. Таким образом демонстрировалась готовность наносить удары по тем, кто является носителями правды, альтернативной кремлевскому вранью.
Название города, где было совершено нападение на азербайджанцев – также символично. Екатеринбург назван в честь императрицы Екатерины I, жены Петра I, которая в течении своих недолгих двух лет правления проявила крайние формы жестокости, поддерживая карательную систему под надзором Тайной канцелярии – прародительницы современной ФСБ. Венцом символизма стало название суда в Екатеринбурге, который сейчас принимает решения по арестованным азербайджанцам – «ленинский». Судебный процесс в Ленинском суде – в лучших традициях, установленных вождем мирового терроризма Ульяновым-Лениным: процесс закрытый, журналистов вывели из зала суда.
Судя по всему, организаторы «екатеринбуржской расправы» решили превзойти своего кумира – товарища Сталина, при котором людей увозили, проводя при этом пусть формальный, но все-таки суд. В нашем случае расправу учинили без всякого ведома убогой российской Фемиды. От проблематики поиска формальных оснований для безосновательных нападений на азербайджанцев в Екатеринбурге был отстранен даже «ленинский суд». Тут даже название не помогло.
Понятно, что события в Екатеринбурге следует осмыслить в контексте целой череды кремлевских атаках на Азербайджан: до сих пор нет ни извинений, ни внятных пояснений, ни объективных расследований с наказаниями виновных в связи со сбитым гражданским самолетом. До сих пор продолжаются кибератаки на информационные ресурсы Азербайджана, а преследования живущих в рф азербайджанцев по этническому признаку идут системно и регулярно с обильно финансируемым медийным, идеологическим сопровождением, а также с участием силовых структур.
Какая реакция внутри азербайджанского общества на происходящее? Мощная волна возмущения и недоверия к рф, которая стала причиной не только уже упомянутой нами отмены культурных мероприятий. В частности, отменен намеченный на конец июня визит в Азербайджан заместителя председателя правительства рф Алексея Оверчука. В качестве основания официально указано, что такое решение принято в связи с событиями в Екатеринбурге, вследствие чего азербайджанская сторона считает нецелесообразным визит любого официального представителя рф.
Это не все. Парламентская делегация во главе с первым заместителем председателя Милли Меджлиса Али Ахмедовым не будет участвовать в 23-м заседании межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Азербайджаном и рф, которое должно было состояться в Москве.
Эти, а также другие события и процессы дают основания утверждать, что сценарий показательной расправы над азербайджанцами в Екатеринбурге обречен на провал: азербайджанцы не испугались гнева кремлевских упырей, а смело и решительно встали на защиту своих граждан. Уверен, что рядом с азербайджанцами сейчас стоят и украинцы, которые прекрасно понимают сущность кремлевского режима, а также понимают настоящую цену независимости и готовы поддерживать братский народ Азербайджана в борьбе за нее.
Воплощение в жизнь права народа на самостоятельное развитие – это атрибут его высочайшего цивилизационного статуса. Народы, достигшие такого статуса, будут успешны в любом случае, по крайней мере – в определенной исторической перспективе. А те, кто тянет человечество вниз, реализуя сценарии показательных первобытных расправ на этнической почве, обречен на провал, исторический крах и человеческие проклятия.
Автор: Олег Туляков, украинский философ, доцент Сумского государственного университета