О смысле государственной власти в контексте управленческого опыта Ильхама Алиева

Автор: Олег Туляков.

То, что мы делаем сейчас, эхом отдается в Вечности
Марк Аврелий, философ, римский император

 

Качество государственной власти влияет на судьбу каждого народа. По моим наблюдениям, можно утверждать наличие прямой причинно-следственной связи, выраженной в простой фразе: достойные правители – счастливый народ, недостойные правители – несчастный народ.

Предлагаю вам, мои мудрые читатели, посмотреть на феномен власти в ее глубинной сущности на примере Президента Азербайджанской республики Ильхама Алиева. Во-первых, это будет очень яркий и показательный пример в силу его предельной уникальности. Во-вторых, сейчас на этого политика смотрит весь мир в связи с его неоспоримыми успехами, среди которых – блистательная военная победа в Карабахе.

Кстати, а что такое власть? Украинская философия строками академического философского словаря определяет это как «…способность направлять процессы, события, действия и поведение людей в желательном направлении». Прошу обратить внимание на конец этой дефиниции в связи с вопросом — в желательном направлении для кого? Возможно, для себя и своего окружения? Чтобы использовать общественный ресурс для собственной выгоды, вследствие чего с позором быть отправленным на свалку истории?

Или для народа? Вот именно те, кто властвуют во благо народа, входят в мировую историю. Но расплачиваются они за это очень дорогой ценой — собственной свободой, поскольку из всего богатства жизненных альтернатив, они выбирают одну. И на всю жизнь.

В юном возрасте Ильхам Алиев был рядом со своим отцом, архитектором современного Азербайджана Гейдаром Алиевым. Был рядом в прямом смысле слова – сопровождал его во время некоторых официальных и неофициальных встреч. Очевидцы рассказывают, что юноша молчал, но пристально всматривался в происходящее. Осмысляя свой путь, он готовил свое тело к работе в режиме высокой интенсивности, он готовил свой разум к решению сложнейших задач, он готовил свою душу к тому, чтобы там нашлось место каждому азербайджанцу, он готовил свой дух так, чтобы всегда чувствовать присутствие Создателя и Волю Его.

Как и отец, Ильхам Алиев выбрал образование историка, достиг степени кандидата исторических наук, преподавал студентам-международникам.  Для меня, также историка и педагога по первому образованию, очевидна глубинная сущность такого выбора: чтобы понимать свое предназначение на определенном этапе истории Азербайджана, нужно эту историю знать. Причем знать не только историю Азербайджана – нужно знать мировую историю, чтобы понимать место своей родины в общем контексте развития мировой цивилизации, а на основании этого уберечь народ от горя и разрухи, повести его путем побед, развития, процветания.

В начале 90-х годов на территории недавно потерпевшего крах СССР происходили кардинальные изменения. Понять их сущность, дабы усмотреть в потоке перманентных перемен контуры Нового Азербайджана, было весьма сложно. Думаю, что это в принципе было бы невозможно человеку, замкнутому в парадигме только одной реальности. Помню, я сам тогда разрушил миф о постоянном месте работы как о некоей правильной жизненной позиции, побывав на протяжении девяностых и аспирантом, и преподавателем, и государственным служащим, и главным редактором газеты. Я искал свой путь и наиболее интересное жизненное пространство.

Ильхам Алиев в те времена искал способы увидеть Новый Азербайджан, «тестируя» различные по своей сути сферы жизнедеятельности республики: частный бизнес, работа в стратегически важной нефтяной отрасли, депутатская деятельность в Милли Меджлисе, президентство в Национальном олимпийском комитете, председательство в политической партии «Ени Азербайджан», руководство делегацией Милли Меджлиса Азербайджанской республики в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), международная деятельность в должности заместителя председателя ПАСЕ, а с октября 2003 года – работа на посту премьер-министра Азербайджанской республики.

15 октября 2003 года азербайджанцы избирают Ильхама Гейдара оглы Алиева своим Президентом. А потом еще трижды переизбирают его подавляющим большинством голосов. Причины таких побед очевидны: продолжение успешной политики Гейдара Алиева в части социально-экономического развития, поддержка отечественного товаропроизводителя, научно-технический прогресс, успехи на международной арене, культивирование принципов демократии, мультикультурализма, религиозной толерантности.  Управленческий опыт лидера Азербайджана в каждой из этих сфер достоин изучения научно-исследовательскими организациями и внедрения в практику государственного управления во всех странах, которые стремятся к народовластию и процветанию.

Но далеко не только в этом видится мне секрет колоссальной популярности Ильхама Алиева. Подробно хочется мне сказать о другом.

Уже в конце восьмидесятых годов прошлого столетия зловещий Ангел смерти опустил над Азербайджаном свое черное крыло, посмотрев зловещим взглядом в глаза каждому гражданину. Традиционные вранье с телеэкранов о событиях в городе Ханкенди, который советская власть в определенное время вздумала обозвать мрачным словом «Степанакерт», было очевидным далеко не многим. Правду мне рассказали тогда люди, которые глубоко разбирались в реальных причинах происходящего. И мне тогда стало страшно и больно за азербайджанцев, которым первым из освободившихся от имперского плена СССР народу, суждено было испытать все ужасы, которые несет смертельно раненый, но еще живой монстр деспотизма и тирании.

А потом были «черный январь 1990 года», «ходжалинская резня» 1992 года, жуткие лики армянского сепаратизма, «уродец» под названием «Нагорно-Карабахская республика». И многое другое, что могло бы сжить со свету любой народ, который бы позволил себе хотя бы малую часть слабости, безверия и неспособности сопротивляться. Но азербайджанцы под руководством своего лидера выстояли! И победили!

Скажите мне, достопочтенные философы истории, какой известный вам исторический персонаж смог бы уберечь народ от верной погибели в таких условиях, да еще бы при этом обеспечил бы позитивную динамику социально-экономического и культурного развития нации? Гай Юлий Цезарь? Марк Аврелий Антонин? Наполеон Бонапарт? Кто ты смог быть одновременно историком, экономистом, политиком международного уровня, но и лидером народа, который воюет?

И главный вопрос! Кто бы из них одержал в таких условиях полную и окончательную победу?!

7 февраля текущего года в Азербайджане состояться внеочередные президентские выборы, главной особенностью которых будет то, что впервые в истории лидера нации будут выбирать ВСЕ азербайджанцы на ВСЕЙ исторической территории республики. Я искренне рад этому. Управленческий опыт Ильхама Алиева помог азербайджанцам восстановить свой суверенитет и территориальную целостность, утвердив этим главный смысл государственной власти как исполнение исторической миссии нации в ярких формах счастья, прогресса и мира.

Олег Туляков, председатель общественного совета при Сумской областной военной администрации, доцент Сумского государственного университета.