Слишком долго в Азербайджане ждали этих дней, чтобы медлить с реализацией проектов, обеспечивающих «большое возвращение» карабахцев на родные земли. Потому то, с каким рвением, отдачей и скоростью идет их реализация, не удивляет. Дорога Победы в Карабахе, хоть и проходит по достаточно сложному рельефу, но строится почти такими же быстрыми темпами, каким был и победоносный путь Азербайджанской армии в сердце Азербайджана — Шушу. Вернее, можно сказать, уже достроена. В рамках своего недавнего визита в регион Президент Ильхам Алиев был проинформирован о том, что на 92 километрах из 101 километра 2-3-полосной дороги Ахмедбейли-Физули-Шуша уже уложено асфальтобетонное покрытие.
Еще один рекорд — Международный аэропорт Физули. Как отметил глава государства, «возможно, ни один аэропорт в мире не строился такими ускоренными темпами». В процессе строительства находятся также 11,6-километровый тоннель через Муровдаг на автомобильной дороге Тоганалы-Кяльбаджар, а также тоннель протяженностью 3,4 километра на автомобильной дороге Кяльбаджар-Лачин — их фундаменты заложены главой государства под конец августа. И все это — лишь часть масштабной транспортной инфраструктуры освобожденных от армянской оккупации территорий Азербайджана.
Автомагистрали и тоннели
Уровень доступа к транзитным маршрутам международного значения является основным катализатором развития экономики страны и ее регионов, поскольку именно транспорт выполняет функцию кровеносной системы национальной экономики. Поэтому в целях обеспечения быстрой интеграции освобожденных территорий в общую экономическую систему Азербайджана, а также благоприятных условий жизни для населения, которое будет постепенно возвращаться на родные земли, было принято решение в первую очередь начать с воссоздания на них транспортной архитектуры. Этот процесс уже реализуется в виде синергетического взаимодействия трех нижеперечисленных категорий: строительство трех аэропортов; восстановление существующих железнодорожных линий; восстановление и строительство новых автомобильных дорог общей протяженностью более 700 км.
Касательно последнего пункта отметим, что 600 км этих дорог будут реконструированы, а около 130 км — абсолютно новые участки. В общей сложности на каждый участок территории площадью 1 тыс. кв. км приходится 70 км дорожной инфраструктуры, что вдвое превышает среднемировой показатель.
Оставив в стороне стратегическое значение этих проектов, отметим, что наряду с ускорением процесса заселения освобожденных территорий строительство дорожной инфраструктуры будет способствовать привлечению инвестиций в эти районы. Известно, что данные территории обладают крупным сельскохозяйственным и промышленным потенциалом. Модернизация дорожной инфраструктуры снизит себестоимость местной продукции, а также повысит ее конкурентоспособность. В результате продукция местных производителей сможет быстрее поступить как на местные, так и на внешние рынки.
Быстрое экономическое развитие также ускорит перемещение трудовых ресурсов. Произойдет процесс естественной миграции рабочих рук из центра на освобожденные территории (на периферию), что ускорит развитие рынка труда в регионе и обеспечит рост стоимости рабочей силы. В итоге здесь также будет развиваться сфера услуг. Согласно теории NEG (New Economic Geography — Новая экономическая география) экономиста Пола Кругмана, ведение торговых операций между пунктами A и B возможно в пределах объема логистического потенциала. Другими словами, расстояние между вышеуказанными пунктами оценивается количеством потраченного на преодоление этого расстояния времени.
При строительстве дорожной архитектуры в этих районах особое внимание уделяется обеспечению круглогодичной и круглосуточной доступности навигации между узлами сообщения. Так, строительство тоннеля длиной 11,6 км на участке дороги Тоганалы-Кяльбаджар позволит не только увеличить скорость транспортных потоков, но и благодаря своей протяженности обеспечит включение Азербайджана в двадцатку стран по этому показателю.
Уместно напомнить, что Азербайджан реализует восстановление и строительство собственной дорожной инфраструктуры с учетом перспектив открытия коммуникационных линий с Арменией. Это означает, что, с одной стороны, реализуемые проекты нацелены на освоение и развитие освобожденных территорий, а с другой — пропускная способность дорог рассчитывается исходя из региональных интересов. В этом случае Западный Зангезур получит шанс развиваться быстрее, чем другие регионы Армении. Например, граничащие с США регионы Мексики и Канады развиваются быстрее других регионов этих же стран. Это связано с их легким доступом к более широким рынкам сбыта продукции.
Восстановление железнодорожной инфраструктуры
Как показывает история развитых стран, их прогресс тесно связан с расширением железнодорожной инфраструктуры в них. Сегодня железнодорожная система является единственным видом транспортного сообщения между пунктами A и B, способным обеспечить перевозку наибольшего количества грузов и пассажиров за определенный период времени.
Как говорил мыслитель Ибн Халдун, удел каждого народа зависит от его географического положения. Но очень часто страны с благоприятным геостратегическим расположением остаются на последних ступенях рейтингов экономического развития, а государства со сложными рельефами территорий — процветают. Поэтому здесь многое зависит от того, насколько власти способны правильно и мудро распоряжаться географическим положением управляемых ими территорий.
Не прошло и ста дней после подписания 10 ноября 2020 года трехстороннего заявления лидеров Азербайджана, Армении и России, как Президент Азербайджана дал старт строительству железной дороги Горадиз-Агбенд. Чтобы соединить эту транспортную линию с Нахчываном, необходимо восстановить 40 км дорог в Армении. Эта работа будет проделана российской стороной, поскольку управление армянскими железными дорогами передано России в обмен на ссуду, предоставленную РФ Армении. В целом после тридцатилетнего перерыва этот транспортный коридор приведет к экономической активности не только в странах региона, но и на более широкой территории.
Строительство железной дороги до Нахчывана усилит интеграцию экономики автономной республики в общую экономику Азербайджана. Нахчыван наконец-то выйдет из тридцатилетней блокады и повысит свою экономическую активность. Известно, что 27,6% ВВП автономной республики составляет промышленность, а 12,4% приходится на долю сельского хозяйства. Нахчыван имеет большой потенциал для развития сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и туризма. Однако экспорт местной продукции обходится дорого, что не позволяет максимально использовать имеющиеся возможности. Ввод в эксплуатацию железнодорожной линии, напрямую соединяющей Нахчыван с Баку, ускорит экспорт местной продукции и повысит ее конкурентоспособность на рынках. Одновременно с этим Азербайджан сможет наладить двустороннее транспортное сообщение со своим стратегическим партнером Турцией.
С другой стороны, как и в случае с автомобильными дорогами, прямое железнодорожное сообщение между Азербайджаном и Нахчываном предоставит Армении доступ к современным и скоростным транспортным коридорам. То есть Армения получит возможность прямого железнодорожного сообщения с Азербайджаном, Турцией, Россией и Ираном, что приведет к развитию ее экономики. В частности, сможет активизироваться и иметь прямой выход на российский и турецкий рынки горнодобывающий комплекс, расположенный на юге Армении.
Запуск железнодорожного маршрута Баку-Нахчыван-Баку положительно скажется и на привлечении инвестиций в турецкие регионы Игдыр и Карс. Как правило, экспортно ориентированные компании более склонны вкладывать средства в регионы с легким доступом к транспортным коридорам. Кроме того, товары, предназначенные для экспорта, обычно стоят дороже. Именно поэтому основные промышленные районы Турции сегодня сосредоточены в прибрежных зонах. Таким образом, запуск железной дороги Баку-Нахчыван позволит расширить территориальный охват производственных мощностей Турции, способствуя их перемещению вглубь страны.
Полное открытие транспортных коммуникаций по инициативе Азербайджана отвечает экономическим интересам не только стран региона, но также Ближнего Востока, Средней Азии, Китая, скандинавских стран, Украины, Белоруссии и Японии.
Ввод в эксплуатацию транспортного коридора повлияет на создание транспортного коридора Япония-Россия-Азербайджан-Армения-Турция-Ближний Восток. Таким образом, очередная инициатива Президента Азербайджана гарантирует единство и благополучное будущее народов на большой территории с населением в 30 млн. человек.
Воздушные ворота
Транспортную архитектуру освобожденных территорий дополняют три аэропорта. Строительство одного из них в Физулинском районе в скором времени завершится. «Строительство аэропорта началось в этом году. Я сказал, что в этом году Международный аэропорт Физули будет сдан в эксплуатацию. Возможно, ни один аэропорт в мире не строился такими ускоренными темпами. Взлетно-посадочная полоса уже готова. Здесь ведутся завершающие работы. Еще раз хочу подчеркнуть, что в этом году я заложил фундамент аэропорта, а теперь мы едем ознакомиться со строительными работами. Этот аэропорт — воздушные ворота Карабаха», — сказал глава государства в ходе поездки на днях в Физулинский район и Шушу.
В двух других аэропортах, которые будут располагаться в Зангиланском и Лачинском районах, работа еще продолжается. Запуск этих узлов воздушного сообщения в первую очередь обеспечит приток иностранных туристов, поскольку десятки тысяч людей желают посетить Шушу — столицу азербайджанской культуры. Аэропорты в Физули и Лачине предоставят иностранным туристам более быстрый и выгодный доступ на территории этих районов.
Ко всему прочему строительство и ввод в эксплуатацию аэропортов послужат созданию новых рабочих мест. Это особенно важно для обеспечения занятости наших граждан, проживающих на освобожденных территориях. Не секрет, что в аэропортах работают профессионалы, обладающие специальными знаниями и навыками, а управление аэропортом — сложный технологический процесс. Поэтому средняя зарплата на таких инфраструктурных объектах всегда бывает высокой. Таким образом, впервые в этом регионе будут созданы рабочие места для высококвалифицированных специалистов.
Особый интерес вызывает Лачинский международный аэропорт, фундамент которого был заложен Президентом Ильхамом Алиевым 17 августа этого года. Аэропорт планируется построить в сложной гористой местности, благодаря чему он станет самым высокогорным аэропортом Азербайджана. Эта воздушная гавань может также считаться кандидатом на звание самого эффективного аэропорта в регионе. Учитывая сложность навигации в соседнем Кяльбаджарском районе в зимние месяцы, Лачинский аэропорт предоставит исключительную возможность для транспортного сообщения Кяльбаджара с Баку и остальным миром.
В этом смысле Лачинский аэропорт можно рассматривать не только как экономический, но и социально значимый проект. Он не только ускорит возвращение местных жителей в близлежащие районы, но и в скором времени обеспечит вхождение региона в ряд центров летнего и зимнего туризма.
Аэропорты в Лачине и Зангилане имеют не только социально-экономическую значимость. Они могут использоваться также в качестве опорных пунктов для размещения БПЛА и военной авиации, учитывая близость государственной границы Азербайджана с Арменией. Это позволит при необходимости вовремя нейтрализовать элементы, препятствующие суверенитету Азербайджана и мирной жизни людей.
Словом, такая обширная и многофункциональная транспортная система позволит стране укрепить свое геополитическое и экономическое положение в регионе, расширить торговые взаимоотношения, полностью раскрыть потенциал Карабаха и Восточного Зангезура.
Автор Агиль Мамедов