Азербайджанская Theodicea. Жертвам Ходжалинской трагедии посвящается.

Автор: Олег Туляков

Справедливость есть исполнение долга,
несправедливость — неделание того, что должно.
Демокрит, философ Древней Греции

 

«Я был в этом сваленном городке, где были призраки, где не было ни еды, ни воды, чтобы умыться. И все люди оттуда, которых я знал, были мертвы, мертвы, мертвы. Я сломался и плакал, плакал и плакал, поклявшись, что буду помнить командира Арифа и всех остальных, чьи имена я никогда не знал, но чьи лица навсегда останутся в моей памяти».

Это пишет американский журналист Томас Гольц в книге «Рассказ очевидца со следующего дня». Собственными глазами он видел то, что однозначно следует трактовать как геноцид. Это было одно из самых жестоких кровопролитий конца ХХ века, учиненное против мирных граждан Азербайджанской республики на земле, которая есть их исторической родиной.

26 февраля 1992 года в городе Ходжалы в Нагорном Карабахе армянская военщина при поддержке 366-го мотострелкового полка бывшего СССР показала во всей красе свою «доблесть» и «военное мастерство»: зверски с пытками убили 613 человек, среди которых 63 ребенка, 106 женщин и 70 стариков; покалечили 487 человек; захватили в плен 1275 мирных жителей; насильственно вывезли 5379 человек. 8 семей были уничтожены полностью, а судьба 150 человек неизвестна до сих пор.

Только через 18 лет, 22 апреля 2010 года Европейский суд по правам человека приравняет эту откровенную резню к военным преступлениям и преступлениям против человечности. А тогда безоружные азербайджанцы оказались один на один с вооруженным зверьем, вскормленным сепаратизмом, алчностью и безнаказанностью.

После той трагедии я внимательно наблюдал за настойчивыми попытками азербайджанских политиков доказать сонному мировому сообществу очевидные вещи: армянскими сапоги потоптались и по Женевский конвенции 1949 года, и по Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, и по Конвенции о правах ребенка и по другим международным правовым актам, призванным защитить мирных людей. Мне казалось все эти годы, что люди в других странах погрузились в некий странный анабиоз, забыв и две мировые войны, и кровавые гражданские конфликты, и другие акты насилия, которыми так насыщенно пестрит мировая история.

При всей очевидности правового аспекта этой трагедии, также предельно очевидным есть и аспект моральный. Я считаю, что с точки зрения этики весьма проблематичным представляется оправдание убийства военного военным. А вот касательно убийства военным женщины, старика и ребенка, равно как и касательно отсутствия адекватной реакции на это со стороны политических лидеров, то в этом случае, на мой взгляд, на сцену наших с вами размышлений нужно пригласить Теодицею — доктрину о наличии Божественного промысла при наличии зла и несправедливости. Сущность этой доктрины лучше продемонстрировать фундаментальным вопросом, которым так или иначе задаются все умные люди: «Как Бог допускает людские зверства и почему не карает виновных?».

В 1710 году в Амстердаме немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц в трактате «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» дал определенный ответ на вопрос всем желающим обвинить Высшие силы в допущении зла и несправедливостей. Так вот сущность того, что называется Theodicea (Богооправдание) состоит в том, что если устраняется зло нравственное, то устраняется и фундаментальный замысел творения человека как существа со свободой воли. А ведь сущность бессмертного человеческого духа состоит в той самой свободе воли, что характеризуется тремя атрибутами: наличием альтернатив выбора, самостоятельностью (авторством) принятия решения и возможностью контроля за исполнением собственной воли. 

Почему некоторые люди вообще решили, что Бог что-то должен больше, чем создать нас по образу и подобию своему, наделив свободой воли? Скажу более: надежда на то, что Бог учинит возмездие – это проявление позорного инфантилизма, страха перед ответственностью и малодушия. Это желание прожить иллюзорную бестолковую жизнь, перекладывая ответственность и убегая от вызовов судьбы.

Справедливость должен установить сам человек! Возмездие должен свершить сам человек! Он должен это сделать на основе этических норм, отображенных в национальном и международном законодательстве.

В сентябре 2023 года вооруженные силы Азербайджанской республики завершили войну в Крабахе блестящей однодневной операцией, вследствие которой был повержен армянский сепаратизм, оккупанты были окончательно выдворены из исторических земель Азербайджана. В самое сердце инфернального чудовища, именуемого «Нагорно-Карабахская республика», был вбит осиновый кол. Выявляются и передаются в «заботливые» руки азербайджанских прокуроров и судей военные преступники.  Дух свободы возвращается на освобожденные территории, где идет активное строительство – возрождение былой славы и создание новой реальности по последнему слову научно-технического прогресса. Все последние годы несмотря на войны и кризисы сохраняется позитивная динамика социально-экономического и культурного развития. Успехи во внутренней политике подкрепляются успехами на международной арене.

Венцом этих исторических по масштабу процессов стали выборы Президента Азербайджана 7 февраля 2024 года, которые были проведены на ВСЕЙ исторической территории. Граждане республики уверенно высказали поддержку своему лидеру Ильхаму Алиеву, намереваясь и дальше идти под его руководством, доказывая всему миру принципиальную возможность собственными руками выполнять Теодицею, уверенно отвергая зло и несправедливость, делая выбор в пользу добра и справедливости.

А Ходжалы вместе с другими освобожденными азербайджанскими городами быстрыми темпами отстраивается, возвращая свою экономическую мощность и красоту. В течении текущего 2024 года сюда планируют вернуться его жители, которые вынуждены были пребывать на чужбине.  

Каждый год 26 февраля азербайджанцы вместе с другими дружественными народами вспоминают жертв Ходжалинской трагедии. Каждый год в указанный день в нашу память возвращаются эпизоды кровавой расправы над мирными жителями. Каждый год в указанный день мы вспоминаем убиенных, искалеченных и пропавших без вести.

«Это не должно повториться», — слетает в этот день с уст каждого, кому дорог Азербайджан.

Теперь это точно не повториться! Так говорю я, поскольку вижу способность азербайджанцев устанавливать справедливость и совершать возмездие, воплощая в предметную реальность Теодицею.

Олег Туляков, председатель общественного совета при Сумской областной военной администрации, доцент Сумского государственного университета.