Из Хаоса в Космос. Гейдар Алиев и философия спасения.

Автор: Олег Туляков

В решающие моменты истории именно один
человек, наделенный видением и решительностью,  
может изменить судьбу нации.
Уинстон Черчиль, из речи в Палате общин, 1940 год

 

Центральная метафора великой трагедии Уильяма Шекспира выражена в словах ее главного героя Гамлета. Принц датский сказал о «распаде связи времен» — периоде морального, политического и экономического слома эпохи. Такие времена несут угрозу существованию нации в целом. Спасение может прийти вследствие героических усилий политического лидера, способного по-новому собрать все воедино: связать поколения, установить порядок без насилия, предложить народу правильный путь в условиях быстрых изменений и перманентной неопределенности.

* * *

Распад СССР в 1991 году дал исторический шанс народам вырваться из тоталитарного рабства и встать на путь самостоятельного развития. Однако условия для этого были неблагоприятны – казалось, что само Мироздание устроило жестокий тест на способность войти в мировую историю как нечто независимое и уникальное. Сразу заметим, что далеко не все бывшие «союзные республики» достойно ответили на цивилизационный вызов: многие из них так и не смогли выбраться из коварных сетей кремлевских и прочих беспринципных деспотов-гедонистов: они до наших дней остаются в позорной реальности, сотканной из лжи, насилия и безнадежности.

Ситуация вокруг Азербайджана летом 1993 напоминала мне классическую дихотомию, сформулированную еще античными философами, утверждавшими одновременное бытие Хаоса и Космоса. Хаос – это бессмыслица, противостояние и распад, а Космос – это смысл, гармония и развитие. Хаос вокруг республики приобрел зловещие формы войны в Карабахе с утратой Шуши, Лачина и других важных регионов, вмешательством Ирана и рф во внутренние дела республики. Этот хаос выражался в немощной и беспомощной власти, которая кроме утраты контроля над значительной частью территории, поразительно быстрыми темпами теряла легитимность и управляемость. Мрачную картину дополняли внутренние распри и вооруженные мятежи. Смертоносная туча гражданской войны нависала над Азербайджаном, угрожая государству полным распадом, а народу – нищетой, новым рабством и утратой идентичности. В политической философии такую ситуацию называют «моментом Гоббса» — когда общественный договор власти с народом де факто распадается, в обществе наступает анархия, ведущая к войне «всех против всех» в соответствии с естественным правом, основанным исключительно на первобытном инстинкте самосохранения. Вопрос выживания нации в Хаосе видится как вопрос философский, онтологический. В такие времена появляются принципиальные проблемы касательно того, выживет ли нация   как нечто целостное.

А что же Космос? Космос в те драматические для Азербайджана времена существовал только в сердцах и умах его граждан, которые искренне стремились к реализации своего колоссального потенциала, одновременно с мистическим ужасом в сердце осознавая реальную возможность исторического краха. Тогда заговорили о спасении. Тогда заговорили о Гейдаре Алиеве. Заговорили не случайно: швейцарский мыслитель Карл Густав Юнг доказал, что общество в период острого кризиса в судорожном отчаянии пытается определить архетипичный образ правителя-отца, который бы принес защиту, порядок и силу.  Этот образ становится сакральным объектом политического воображения, который консолидирует нацию вокруг себя, символизируя ее спасение. Это не только выживание. Это возобновление способности граждан действовать сообща и самостоятельно. С приходом Гейдара Алиева Азербайджан вышел из постимперского политического вакуума с набором четко сформулированных задач и верой в свою способность их решить. В 1993 году Азербайджан увидел на высшем посту не просто лидера, он увидел архитектора современного Азербайджана, который нес «порядок из бездны», воплощая в своей деятельности глубинное стремление народа к пониманию Смысла своего существования, а также к исторической целостности, упорядоченности, легитимности. 

История народов разворачивается как реализация Мирового Духа через деятельность великих личностей, которые настолько «вросли» в народ, что приобрели способность на высшем интуитивно-мистическом уровне ощущать живительные родники, что в судьбоносные времена напитают нацию силою и смыслами. Так утверждал Георг Гегель, немецкий философ    XIX столетия, автор системной теории диалектики. В работе «Философия истории» он писал: «Великие люди истории – это те, кто понимает потребность времени и превращает ее в реальность. Они – оружие Мирового Духа».  Гейдар Алиев в полной мере стал человеком, которого Гегель называл «герой времени, что мыслит в соответствии с духом эпохи, опережая ее на шаг вперед».

Он вернулся к власти в Азербайджане 15 июня 1993 года в крайне тяжелые для страны времена по просьбе народа, имея к тому времени колоссальный опыт руководства республикой, а также опыт работы в высшей властной структуре СССР. В связи с этим азербайджанцы полагали на него надежды как на человека, способного навести порядок. Не менее важным «фактором силы» Гейдара Алиева было то, что он обладал колоссальным политическим капиталом и структурами влияния: административные рычаги, деловые контакты с военными и региональными руководителями в союзе с неоспоримым авторитетом как внутри республики, так и на международной арене давали перспективы для того, что азербайджанцы позже назовут «национальным спасением», посвятив этому один из государственных праздников.

В июне 1993 года Гейдара Алиева избирают председателем Верховного Совета Азербайджана, что давало ему все необходимые инструменты руководства государством в целом. Сразу была буквально реанимирована политическая стабильность: была проведена реструктуризация государственного аппарата, вследствие чего была установлена президентская вертикаль власти, достигнуты внутриполитические компромиссы, нейтрализованы парамилитарные группировки. Подписание и реализация с консорциумом зарубежных нефтегазовых кампаний «Контракта столетия» наряду с другими экономическими мероприятиями принесли Азербайджану экономическую независимость, геоэнергетическое лидерство, высокую доходную базу для модернизации и диверсификации. В Карабахе Гейдар Алиев достиг тактической стабилизации: заключенное в 1994 году Бишкекское перемирие дало возможность выиграть время для укрепления армии, консолидации наци на основе необходимости защищать суверенитет и территориальную целостность, а также доказать на международной арене то, что Азербайджан есть жертвой агрессии, что укрепило позиции республики в ООН.

Таким образом Хаос был преодолен: азербайджанская реальность перестала быть фрагментированной – она становится понятной и приемлемой для граждан республики, которые благодаря Гейдару Алиеву восстановили непрерывность времени: от своей давней истории, сквозь тяжелый кризис в светлое будущее. Спаситель нации в философском смысле не столько избавляет народ от страданий, сколько пробивает ему путь в истории человечества, выводя из абсурда биологической непрерывности. В понимании философа Фридриха Ницше такой лидер реализует настоящую «волю к власти» как способность наводить порядок, наполнять пустоту содержанием и строить жизнь народа в новой реальности посредством совместных действий.

Венцом и ярким итогом спасительной деятельности Гейдара Алиева было обеспечение преемственности, оптимального трансфера полномочий. В 2003 году к власти в Азербайджанской республике пришел Ильхам Алиев, который продолжил политику своего отца. Это был сложный и драматический путь противостояний, испытаний и сложных задач. Но этот путь ведет к миру и процветанию Азербайджана.

 

Автор: Олег Туляков, председатель общественного совета при Сумской областной военной администрации, доцент Сумского государственного университета