Игра не по правилам: как Армения помогает РФ обходить международные санкции?

Автор: Андрей Лебедь

 
Pecunia non olet
Деньги не пахнут
(латинская пословица)

 

В условиях международной реакции на военную агрессию РФ против Украины международное сообщество принимает различные меры для усмирения агрессора, в том числе и санкционное давление. Но есть ряд стран, которые цинично попирают нормы международного права, всячески содействуя обходу Россией санкций. Все чаще подтверждается тот факт, что некоторые страны, в том числе Армения, помогают РФ обходить международные санкции, введенные после аннексии Крыма и особенно после вторжения в Украину в феврале 2022 года. Их цель — сделать так, чтобы России было труднее, медленнее и дороже подпитывать свою военную машину.

С начала российско-украинской войны в 2022 году Армения, страна с наименьшим объемом внешней торговли на Южном Кавказе, столкнулась с резким ростом как импорта, так и экспорта, причем этот рост кажется несоизмеримым с ее экономическим потенциалом. Расширение санкций, введенных Европейским союзом и США против России, привело к появлению сообщений, указывающих на значительный рост торговли между Арменией и Россией.

Армения, являясь членом Организации Договора о коллективной безопасности, имеет тесные военно-политические и экономические отношения с Россией, углубившиеся в последние годы. Это заставляет полагать, что Армения может служить каналом, а по факту такой и является, для товаров, услуг и финансовых операций в обход санкций. Сама Армения официально не поддержала вторжение РФ в Украину, а ее правительство занимает осторожную публичную позицию, пытаясь сбалансировать отношения с Россией, Западом и собственными национальными интересами.

Среди сфер, в которых наблюдается существенная роль Армении в обходе санкций, в частности, торговые маршруты. Армения, в силу своего географического положения, способствует торговле между Россией и другими странами, не входящими в режим санкций. Потенциально товары могут направляться через Армению, чтобы избежать прямых поставок в Россию или из России, которые подпадают под санкции. Существуют опасения, что некоторые виды товаров, такие как электроника, ювелирные изделия и другие, на которые наложены санкции, могут перенаправляться в Россию через Армению или другие страны с более мягким торговым контролем.

Банковская система Армении также потенциально помогает российским компаниям и частным лицам получить доступ к глобальным финансовым услугам, создав каналы, позволяющие избежать ограничений, налагаемых западными финансовыми институтами.

Хотя Армения и отрицает, что помогает России обходить санкции, очевидно, что ее экономические связи с РФ глубоко укоренились. Экономика Армении сильно зависит от российской, особенно в плане поставок энергоносителей, денежных переводов от армян, работающих в России, и военной поддержки. Это делает ситуацию сложной для Армении, поскольку она пытается лавировать между российским влиянием и собственными геополитическими интересами.

В качестве примера отметим, что Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США включило более 100 физических и юридических лиц из более чем 20-ти стран в свой санкционный список в связи с нарушением американского экспортного контроля при оказании помощи России в военных действиях. Среди организаций, попавших в санкционный список, оказалась и компания TAKO LLC, зарегистрированная в Ереване и принадлежащая гражданину России. Компания, специализирующаяся на оптовой торговле электронным и телекоммуникационным оборудованием, поставляла электронные товары для оборонной промышленности России через сотрудничество с российской компанией «Радиоавтоматика», которая также попала под санкции.

Несмотря на то, что под санкции попали лишь несколько армянских компаний, в основном принадлежащих российскому правительству или частным лицам, роль Армении в оказании помощи России в обходе санкций выходит далеко за рамки этого. Необычные изменения в торговой статистике Армении и в уровне экономических отношений с Россией после начала войны Москвы против Украины подтверждают подозрения о роли Армении в реэкспорте санкционной продукции, включая технологические компоненты, машины и транспортное оборудование в Россию.

По данным Национального статистического комитета Армении, в 2022 году внешнеторговый оборот Армении вырос на 68,8% по сравнению с предыдущим годом, достигнув уровня 14,1 миллиарда долларов. В этот период армянский импорт увеличился примерно на 63,5% по сравнению с 2021 годом, достигнув более 8,7 миллиарда долларов. Параллельно в 2022 году товарооборот между Арменией и Россией составил 5,03 миллиарда долларов, увеличившись на 91,7% по сравнению с предыдущим годом. Армянский экспорт в Россию вырос более чем в 2,4 раза и достиг рекордной суммы в 2,4 миллиарда долларов. В результате доля России в армянском экспорте достигла 45%, что определенно говорит о значительной роли Еревана в оказании помощи Москве в торговле в обход санкций.

Наряду с вышеупомянутыми цифрами, распределение торговли по группам товаров также наглядно демонстрирует, что Армения активно участвует в реэкспорте санкционных продуктов в Россию. В 2022 году был зафиксирован значительный рост импорта Ереваном драгоценных металлов и камней (200%), транспортных средств (170%), электроники (100%), изделий из железа и стали (76%), машин и механических устройств (52%), а также технического и медицинского оборудования (42%).

Эти товары входили в десятку основных товарных групп, по которым наблюдался наибольший объем экспорта из Армении в Россию в 2022 году, и объем их экспорта в Россию значительно вырос. В частности, экспорт электронной продукции в Россию увеличился примерно в 37 раз, транспортных средств — в 30 раз, машин и механических устройств — в 10 раз, драгоценных металлов и камней — примерно на 200%, а технического и медицинского оборудования — на 400%.

Такая динамика означает, что Армения занимается реэкспортом этих товаров в Россию, так как это основные категории, попавшие под санкции Запада и необходимые Москве для продолжения военных действий против Украины. Кроме того, Армения не обладает экономическими возможностями и инфраструктурой для увеличения внутреннего производства этих товаров до такой степени, чтобы увеличить экспорт в несколько раз. К тому же традиционно эти группы товаров не составляют большой доли в общем объеме армянского экспорта. Также не представляется реалистичным, что внутренний спрос в Армении на различные товары, такие как электроника, автомобили, механические устройства и техническое оборудование, вырос настолько, что за один год увеличил импорт более чем на 63%, особенно в условиях высокой эмиграции и демографических проблем.

После начала войны в Украине был объявлен первый раунд санкций против России. Тогда армянский экспорт в Россию сократился примерно на 30%. Армянские эксперты, и аналитики были обеспокоены по поводу ожидаемого экономического кризиса в стране из-за ее высокой экономической зависимости от России. Несколько финансовых институтов понизили свои прогнозы экономического роста Армении: Центральный банк Армении – с 5,3 до 1,6%, Международный валютный фонд — с 5,25 до 1,5%, агентство Fitch Ratings — с 5,3 до 1,3%. Однако после снижения этих прогнозов наблюдался обратный процесс: в 2022 году экономика Армении выросла на 12,6%, а внешнеторговый оборот увеличился почти на 69%.

Таким образом, значительное увеличение внешнеторгового оборота Армении без какой-либо серьезной экономической основы внутри страны, особенно заметный рост экспорта в Россию, дают основания утверждать, что эта динамика искусственная и что Армения напрямую участвует в реэкспорте санкционной продукции в Россию. Более того, по данным Бюро промышленности и безопасности США, Армения увеличила импорт микрочипов и процессоров из США на 515%, а из Евросоюза — на 212%, после чего экспортировала 97% этой продукции в Россию. Этот факт свидетельствует о том, что Армения импортировала эти продукты не для собственного использования, а с целью реэкспорта в Россию, поскольку Москва испытывала недостаток в продуктах, имеющих стратегическое значение для ее военного сектора.

Аналогичная ситуация наблюдается касательно экспортно-импортных операций с золотом, ювелирными изделиями и драгоценными камнями. В 2020 году экспорт ювелирных изделий из Армении составил 26 миллионов долларов. В 2021 году он вырос до 75 миллионов долларов, и тенденция к росту продолжилась — до 109 миллионов долларов в 2022 году и 499 миллионов долларов в 2023 году. Очевидно, что в начале 2020-х годов ювелирная отрасль Армении переживала бурный рост, ежегодно увеличиваясь в 1,5-2 раза. Однако неправдоподобно предполагать, что в период с 2022 по 2024 год она вырастет почти в 100 раз.

Российские предприятия используют Армению в качестве транзитного пункта для экспорта золота, чтобы избежать российской таможенной пошлины на золото. Эта пошлина не распространяется на экспорт в рамках Евразийского экономического союза, членом которого является Армения. Однако экспорт российского золота, попавшего под эмбарго, может сделать Армению уязвимой для вторичных санкций.

Несмотря на санкции против России, некоторые страны ЕС продолжают торговать с Россией через Армению: в 2023 году товарооборот Армении с ЕС вырос в 2,4 раза по сравнению с 2021 годом, особенно с такими странами, как Греция и Кипр. Подобные действия ставят под сомнение последовательность политики ЕС и США в отношении санкций против России, когда сами страны, вводящие эти ограничения, ведут торговлю с Россией через Армению, косвенно поддерживая агрессивные действия РФ в Украине.

Армения цинично нарушает режим санкций против России, выступая в качестве логистического хаба для обхода ограничений. Она служит транзитным пунктом не только для реэкспорта российской продукции, но и для реэкспорта европейских товаров в Россию. «Многовекторность» Армении не ограничивается реэкспортом попавших под санкции российских товаров. Ереван также диверсифицирует свои закупки оружия: в Индии, Франции и др. Власти США и ЕС обнаружили заметное увеличение поставок в Россию электронных компонентов, которые, как выяснилось, имеют решающее значение для производства оружия. Был отмечен рост продаж микросхем и электронных компонентов в Россию через страны-посредники, в частности Армению, которые считаются жизненно важными для производства оружия, включая российские крылатые ракеты, используемые для атак на украинские города и гражданскую энергетическую инфраструктуру.

После начала войны в Украине, несмотря на ограничения в отношении конкретных микросхем, Россия продолжает производить оружие с западными компонентами, что стало возможным именно благодаря позиции союзников России по ОДКБ, в частности, Армении. Ведь деньги не пахнут. Руководство Армении воспользовалось тем, что Ереван — единственная страна Восточного партнерства, которая одновременно является членом возглавляемого Россией Евразийского экономического союза и подписала соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС. Используя данный факт, Армения имеет множество возможностей для осуществления трансфера товаров и услуг из ЕС в Россию или наоборот.

Армении не привыкать быть «запасным вариантом» для государств-агрессоров, попавших под санкции. Банковский сектор Армении долгое время помогал Ирану получить доступ к международной финансовой системе. Страна также участвовала в транспортировке иранских беспилотников в Россию, что дало Москве возможность атаковать украинскую военную и гражданскую инфраструктуру. В связи с этим передовые страны должны обратить внимание на укрепление оси Россия-Армения-Иран. Если не обращать на данный факт внимания, то в долгосрочной перспективе ось лишь еще больше подорвет мир и стабильность в регионе.

Армения хоть и рассматривает возможность изменения своей геополитической ориентации, продолжает развивать бизнес с российскими компаниями, придерживаясь пророссийской экономической политики. Армянские власти утверждают, что не нарушают международные санкции и стремятся действовать в рамках международного права. В то же время, страна пытается сохранить нейтралитет в отношениях с Западом и Россией, стараясь минимизировать экономический и политический ущерб. Стратегическая зависимость Армении от России делает её уязвимой к политическому давлению. Несмотря на возможные попытки обхода санкций через её территорию, Армения официально не признает своей роли в этом процессе и старается избегать прямых обвинений.

 

Источники:

  1. Trade between Armenia and Russia almost doubled to nearly $5 billion in 2022 — Lavrov // Электронный ресурс. Режим доступа: https://arka.am/en/news/economy/trade_between_armenia_and_russia_almost_doubled_to_nearly_5_billion_in_2022_lavrov/
  2. Armenia Imports By Category // Электронный ресурс. Режим доступа: https://tradingeconomics.com/armenia/imports-by-category
  3. Armenia`s GDP increased by 12.6% in 2022 against background of 64-78%  increase in exports and imports // Электронный ресурс. Режим доступа: https://finport.am/full_news.php?id=47703&lang=3

 

Автор: Андрей Лебедь, доктор философских наук, профессор Сумского государственного университета, Научный эксперт при Представителе Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в Сумской области