Священные огни Азербайджана. Праздник Независимости республики глазами украинского философа.

Автор: Олег Туляков, председатель общественного совета при Сумской областной военной администрации, кандидат педагогических наук, доцент Сумского государственного университета.

Хвала тебе, Огонь Ахура Махды, я могу прийти к самому
большому из всепоглощающих интересов для помощи великого,
для производящей радость милости великого интереса;
даруй нам и Благо, и Бессмертие!
Авеста (Ясна), Глава 58

Азербайджан провозгласил свою Независимость 28 мая 1918 года, став первой демократической светской республикой в мусульманском мире в те времена. Так в историческом измерении было проявлено нечто глубинное, сущностное и значимое, что живет в душе азербайджанского народа вечно. Это обстоятельство дает мне основание предоставить говорить в эти праздничные дни о ярких свершениях Азербайджана в международной политике, промышленности, сельском хозяйстве и прочих сферах жизнедеятельности людям, достаточно для этого осведомленным и подобно мне любящим эту страну.

Я же хочу посвятить свои строки мировоззренческий основам праздника, которые проявляются в сущностях философского, военного, образовательного и научного содержания.

В центре государственного герба Азербайджанской республики мы видим огонь. Название государства также означает землю огней, представляя уникальное по своей сущности и духовной мощи государство вечного огня, древняя история которого освещена пламенем зороастрийских храмов.

На огонь смотрели герои диалогов Священной «Авесты» Заратустра и Ахурамазда, когда, устанавливая предписания о ритуальной чистоте, молвили такое: «Воистину, есть два первоначальных духа, которые явились миру как близнецы, известные своей противоположностью. В мысли, в слове, в действии – оба они, добрый и злой… Когда эти два духа впервые сошлись, то они создали бытие и небытие, и то, что ожидает в конце пути тех, кто идет путем неправды, — это наихудшее, а тех, кто идет путем добра, ожидает наилучшее». (Авеста (Ясна), 30, 3-4).

Тот священный огонь не покидал народ Азербайджана на протяжении всей его истории. Тот народ всегда шел по пути бытия и правды, отвергая небытие и неправду – на полях трудовых и на полях сражений.

Азербайджанский поэт Мамед Араз выражает эту грань между бытием и небытием, между вечным и тленным, что доносится его поэтическому взору сквозь столетия:

Весь мир висит на волоске одном,
Шалаш с дворцом – на решете земном.
Пусть упрекнут, но я пою о том.
Я древен – как вода с огнем, сынок!

Древнегреческий философ рубежа VI-V столетий до нашей эры Гераклит Эфесский мыслил огонь как первоначало всего сущего, самую подвижную, легкую и тонкую стихию, из которой происходит все видимое и в которое превращается все видимое. И весь Космос есть вечно живой огонь.

Аристотель из Стагиры, основатель логики, передает нам историю о людях, которые посетили Гераклита однажды. Они были кране удивлены, когда увидели не чопорного мудреца, украшенного перстнями и прочими атрибутами величия. Они увидели обычного человека возле огня. Понимая их смущенность, Гераклит пригласил их смело входить, «ибо и здесь тоже есть Боги».

Присутствие этих богов у священных огней чувствуется в доме каждой азербайджанской семьи. Огонь согревает сердце азербайджанца, очищая его от ненужного и помогая видеть жизнь такой как она есть. Огонь направляет на путь, на котором становятся реальностью написанное в «Авесте»: «Я восхваляю добрые мысли, добрые слова и добрые дела, а также те, о которых следует думать, говорить и делать. Я принимаю все добре мысли, добрые слова и добрые дела. Я отрекаюсь от всех злых мыслей, злых слов и злых дел».

Архитектор современного Азербайджана Гейдар Алиев любил посещать такие семьи. Он выходил из автомобиля, заходил во дворы своих соотечественников, чтобы поговорить с ними о насущном. И отведать хлеб из тандыра, приготовленного на священном огне и в присутствии богов.

Огонь роднит Азербайджан и Украину. Как тут не вспомнить костры до небес, которые разводили в степи запорожские казаки. Огонь украинских печей согревал, на нем готовили пищу, на нем ковали железо.

Огонь помогал делать оружие азербайджанцам и украинцам. И снова обратимся к Гераклиту: «Война есть отец всего существующего. Она одних сделала богами, других — людьми, одних — рабами, других — свободными». «Отец» в данном контексте мыслиться как защитник независимости – то есть возможности развиваться и способности к движению вперед.
Народ Азербайджана испил до дна из чаши страданий, которые приносит война. Смерть, ранения, горечь утрат и лишений не сломили республику на пути к свободе. Сейчас все чаще память возвращает меня в те девяностые годы, когда, вернувшись из армейской срочной службы на исторический факультет, я устремлял свой взор к событиям вокруг Карабаха. Мне трудно тогда было отыскать истину в тумане газетно-телевизионной полуправды. Но я искал. И мне уже тогда было понятно, что испытывал народ Азербайджана. Сепаратизм, предательство, подлость, насилие, коварство … Все это обрушилось на республику. Но люди не дрогнули, проявив верность своему стремлению быть свободными. Азербайджанцы знали цену государственной независимости. Теперь сполна эту цену знает и народ Украины. И не только вследствие кровавой войны с рф. Немалая доля в такой оценке принадлежит яркому примеру борьбы за суверенитет и территориальную целостность, которую ведет Азербайджан.

Священный огонь древнего Азербайджана в современном мире страстно пылает в просветительской деятельности Азербайджана современного. День Независимости республики знаменует постоянное стремление вперед, к новым свершениям, открытиям, прозрениям. Сознательная сосредоточенность на развитии обуславливала внимание к образованию, расходы на которое занимают второю место после расходов на армию. Бакинский государственный университет, Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, Азербайджанский медицинский университет, Азербайджанский государственный эконмический университет… Вместе с другими высшими учебными заведениями эти образовательные институции системно работают над подготовкой новых поколений специалистов, способных двигать вперед промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу.

Двигать вместе с наукой, развитие которой координируется Национальной академией наук Азербайджана. А всего в орбите научных исследований республики находятся 145 учреждений – поразительное количество, что есть само по себе ярким свидетельством стремления азербайджанского народа быть на острие прогресса.

Современный азербайджанский писатель Анур Рзаев сказал однажды: «Мало верить в Бога. Надо, чтобы и Бог поверил в тебя. Поверил бы, что твоя доброта не показная, твоя щедрость — бескорыстна. Твоя приверженность справедливости — искренна».

Доброта, щедрость, искренность, бескорыстие и приверженность справедливости. Эти моральные атрибуты присущи народу «государства вечного огня» с момента его зарождения. Следование им помогает идти, не сворачивая путем развития и дальнейшего становления глубинной сущности нации, преодолевая сложные препятствия и лишения.
С особым акцентом следует отметить, что неотвратимость прогресса и стабильное развитие республики обусловлено практиками государственного управления, которые претворяет в жизнь действующий с 2003 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев. То обстоятельство, что народ четыре раза высказывал ему свое доверие на выборах, свидетельствует о принципиальной гражданской поддержке курса на дальнейшее становление азербайджанской нации. Особенно важным представляется принципиальна позиция Президента отстаивать суверенитет и территориальную целостность республики.
Верую, что будет вечно гореть священный огонь Азербайджанской республики, День независимости которой среди прочих любящих и ценящих ее отмечаю как личный праздник и я – представитель современного украинского философского сообщества.