Сегодня, когда Украина на официальном уровне и последовательно поддержала территориальную целостность Азербайджана, начались распространяться слухи с целью нивелировать принципиальную позицию страны и настроить украинцев против азербайджанцев, сыграв на их религиозных чувствах. Что же происходит? Некоторые высокопоставленные чиновники и народные депутаты доказывают, что это не Азербайджан воюет за свою землю и на своей земле, а воюют мусульмане-азербайджанцы с христианами-армянами, что не соответствует действительности.
Существует четыре Резолюции ООН, которые определяют Нагорный Карабах и 7 прилегающих к нему районов, которые захватили армяне, территорией Азербайджанской Республики. Это первое и основополагающее.
Армения – единственная, обратите внимание, страна бывшего СССР с практически моноэтническим населением: 98% — армяне и только 2% — еще 7 национальностей, езиды, русские, ассирийцы, курды, украинцы, греки, грузины и – ни одного азербайджанца, хотя до Карабахского конфликта здесь жили и азербайджанцы. По последним официальным данным сейчас в Армении проживает около 2 млн. человек. Хотя по данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 году (сравните!) в Армении проживало 3,04 млн. христиан, которые составляли 98,5 % населения этой страны Энциклопедия «Религии мира» Дж. Г. Мелтона оценивает долю христиан в 2010 году в 85,4 % (2,55 млн верующих). В 2000 году в Армении действовало 797 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 20 различным христианским деноминациям.
В Азербайджанской Республике на сегодня проживает около 10 млн. человек. Кроме азербайджанцев, более 180 тыс. – лезгины, более 120 тысяч – армяне, более 120 тыс. – русские, около 112 тыс. – талыши, почти 50 тыс. – аварцы, 38 тыс.- турки, 26 тыс. – татары, 25 тыс. – таты, более 21 тыс. – украинцы, около 20 тыс.- белорусы, 12 тыс. – цахуры, почти 10 тыс. – грузины, 9 тыс. – евреи, 6 тыс. – курды, более 4 тыс. – крызы, около 4 тыс. – удины, больше 2тыс. – хиналугцы и еще около 10 тыс. человек разных национальностей и народностей, представителей которых менее 1 тысячи людей. (Только в 1987-1994 годах в Азербайджан прибыло 200 тыс. беженцев из Армении, из них 170 тыс. азербайджанцев и около 20 тыс. – других национальностей. В свое время в страну иммигрировало почти 40 тыс. турок-ахыска (турок-месхетинцев) из Средней Азии, куда они были сосланы из Грузии в 1940-е годы по распоряжению Сталина).. И все прекрасно и мирно уживаются на территории Азербайджана, в том числе и армяне, которые почему-то не стремятся на свою историческую родину, а их количество стабильно. Прекрасно ладят между собой не только люди, но и религии. Азербайджан является многонациональной и многоконфессиональной страной. Так, в разные времена язычество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и многие другие верования распространились в стране и оказали друг на друга взаимное влияние. Сегодня многие исторически распространенные религии в Азербайджане продолжают свое существование, в то же время на территории страны свободно действуют и распространяются новые религиозные течения, при этом ислам занимает доминирующее положение. Из числа христианских конфессий в Азербайджане проживают представители православия, католичества, лютеранства и протестантизма, «духовного христианства» (молокане), а также исторической Албанской церкви. В Азербайджане также имеются представители других протестантских направлений: адвентисты, баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы. В настоящее время в Азербайджане — более 2246 мечетей, 13 церквей и 7 синагог, много различных молитвенных домов. Помимо молитвенных домов, функционируют исламские, христианские и иудаистские образовательные учреждения.
После восстановления государственной независимости (18 октября 1991) в Азербайджане была обеспечена свобода совести и вероисповедания граждан, законодательные акты в этой области были приведены в соответствие с нормами международного права. В Конституцию (была принята в 1995 году) включены пункты, регулирующие государственно — религиозные отношения и обеспечивающие свободу вероисповедания.
Азербайджанская Республика находится в числе правительств, подписавших Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», которая строго соблюдается. Согласно статье 9 о «Свободе мысли, совести и религии» этой Конвенции: «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов».
Принятый в 1992 году Закон «О свободе вероисповеданий» создает гарантии для осуществления свободы вероисповедания в Азербайджане в соответствии с Конституцией и международными договорами, участницей которых является Азербайджанская Республика. Согласно законодательству, граждане могут индивидуально или совместно с другими изучать богословие и получать религиозное образование на любом языке. На основании взаимного согласия, родители могут воспитывать детей в соответствии с собственными религиозными убеждениями и отношением к религии.
В таком случае, о какой религиозной войне между азербайджанцами и армянами идет речь? Добавлю к этому маленький штрих.
В Баку есть уникальный христианский Кафедральный Собор Святых Жен-Мироносиц. (Название собор получил в честь женщин, которые пришли в воскресное утро к Гробу Иисуса, принеся с собой миро, то есть специальные масла и благовония для проведения иудейского ритуала).
В этом соборе находятся иконы Каспийская и Тихвинская Божией Матери, а также ковчег, где хранится частица святых мощей Апостола Варфоломея. Именно его считают покровителем столицы Азербайджана.
Собор был возведен в начале XX века и предназначался для расположенного в Баку Сальянского пехотного полка. Советская власть использовала его в самых различных целях – здесь был склад, спортивный зал и т. д. В январе 1990 года, когда в Баку были введены Советские войска, чтобы подавить национально-освободительное движение азербайджанцев, колокольня собора была повреждена снарядами. Повреждения также получили крыша, стены и пол. После того, как в Баку была учреждена архиерейская кафедра, появилась возможность начать реставрационные работы. Айдын Самедович Курбанов, известный предприниматель и меценат, оказывал значительную поддержку в проведении восстановительных работ. Благодаря его средствам, соорудили резной иконостас из камня, приобрели церковную утварь, провели работы по росписи собора. Работы по ремонту и восстановлению храма были завершены весной 2003 года, обновленный собор был открыт для прихожан. На мероприятиях, посвященных торжественному открытию присутствовал Президент Азербайджанской Республики, общенациональный Лидер Гейдар Алиев, а также Председатель Управления Мусульман Кавказа и другие известные политические, общественные деятели, дипломаты.
Их таких штрихов и складывается целостная картина нынешней ситуации. В Азербайджане нет религиозных противостояний и быть не может при такой политике в этом вопросе, которую целенаправленно продолжает Президент Азербайджанской Республики господин Ильхам Алиев. Поэтому даже упоминание о каком-то мифическом религиозном противостоянии между азербайджанцами и армянами – наглая ложь, которая не имеет под собой никаких оснований.
Почетный консул Азербайджанской Республики в г. Харьков Афган Салманов