Политика религиозной толерантности Ильхама Алиева — путь к исполнению исторической миссии Азербайджана

Автор: Олег Туляков

Иногда понять глубинную сущность сложной реальности помогает обращение к прямому значению слова, которым эта реальность определяется. Слово «религия» происходит из латыни —   religio. И означает связь. В нашем случае — связь человека с духовными сущностями. С какими? А вот это каждый волен выбирать самостоятельно. В том и состоит смысл свободы вероисповедания – одного из фундаментальных прав человека, закрепленных в международном законодательстве, в частности – во Всеобщей декларации прав человека. Обеспечить такое право для своих граждан, не предоставляя при этом доминантный статус определенному вероисповеданию (а ведь это так удобно для усиления власти!)  под силу только великим народам и великим лидерам. 

В 586 году до нашей эры злой и жестокий вавилонский царь Новуходоносор II захватил и разграбил Иудейское царство. Множество евреев вынуждены были спасаться бегством. Часть из них нашло свое благополучное пристанище на территории Азербайджана. Это были первые беженцы, которых приняли азербайджанцы в свою дружественную семью. С тех пор эта благодатная земля, издревле освященная таинственным огнем зороастрийских храмов, стала доброй и заботливой матерью для всех, кто верит в Бога независимо от характера и происхождения религии. Здесь никогда не было вражды на почве вероисповедания. Здесь всегда верующие люди мирно и сообща строили Азербайджан, который считали своей Родиной.

 Управленческие принципы религиозной толерантности закреплены в законодательстве. В частности, в пункте I Статье 18 Конституции Азербайджанской республики указывается, что «…религия отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом». Не менее важным является пункт II этой статьи, в которой «запрещается распространение и пропаганда религий (религиозных течений), унижающих достоинство личности и противоречащих принципам человечности». Этим выражается давний опыт религиозной толерантности азербайджанцев, который дает им возможность объединить потенциал приверженцев всех религий, проживающих на территории республики, для решения общих задач социально-экономического и культурного развития, защиты суверенитета и территориальной целостности.  

«Я считаю, что азербайджанский народ сам по себе, по своей природе, по своему характеру обладает высоким чувством толерантности. Толерантность содержится в корне мусульманской религии, исповедуемой большей частью населения Азербайджана». Так сказал архитектор современного Азербайджана Гейдар Алиев, который заложил основы политики религиозной толерантности, которую последовательно проводит нынешний Президент республики Ильхам Алиев, всецело развивая славные традиции межконфессионального сотрудничества.  Это дает возможность почувствовать себя единой общностью всех верующих Азербайджана: мусульман-шиитов и мусульман-суннитов, христиан православной, католической, лютеранской и протестантской церквей, христиан исторической албанской церкви, немцев-лютеран, бахаистам и кришнаитам. При этом будучи мусульманином, Ильхам Алиев в качестве управленческого принципа в религиозной сфере всецело использует фундаментальный коранический постулат: «нет принуждения в религии». Президент республики последовательно способствует мирной и конструктивной межконфессиональной коммуникации как внутри страны, так и за ее пределами. В частности, он лично присутствует на церемониях открытия храмов, содействует учреждению и развитию религиозных общин. 

За время его правления Баку стал важным международным центром культивирования религиозной толерантности в мире.  В частности, регулярно проводятся межнациональные и региональные форумы по этой проблематике, поддерживается активное сотрудничество с ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО и другими авторитетными организациями по вопросам межконфессионального диалога и веротерпимости. 

Путь утверждения религиозной толерантности в Азербайджане был не простым. В частности, армянская агрессия привела к власти сепаратистов, которые пытались пугать мировое сообщество мифической «исламской угрозой», якобы исходящей от Азербайджана. Расчёт был понятным: именно религия является благодатной почвой для раскола в обществе, провокации конфликтов, непонимания и социальных противостояний.

Однако азербайджанская модель религиозной толерантности оказалась устойчивой к подобным атакам. Неслучайно ее изучают в университетах мира в силу ее значимости, идейной состоятельности, перспективности внедрения в практику государственного управления в других странах мира. Новой страницей развития отношений в системе «религия-государство» стало восстановление религиозных объектов на освобожденных от оккупации территориях. В частности, по личному поручению Ильхама Алиева реставрируются мечети «Тезепир», «Бибиэйбат», «Джума» и «Шамаха», чем уверенно укрепляется тесное сотрудничество и взаимопонимание верующих и политического руководства современного Азербайджана.

Шехидляр хиябаны (Аллея Шехидов)… Священное место, где покоятся азербайджанцы разных конфессий, которые не пожалели собственные жизни ради будущего государства, в котором торжествуют идеалы межконфессионального братства и веротерпимости. Здесь дают клятвы, сюда приходят почетные гости республики, на этом месте произносятся самые важные и проникновенные речи. Не есть ли это место священным памятником веротерпимости для всего человечества?

Смысл и значение религиозной толерантности понять вроде бы и не так сложно – это путь к миру и конструктивному взаимодействию. Однако мне как украинскому религиозному философу этот вопрос видится более глубоко. Участие конфессий в общественном строительстве, поддерживаемое на основании давних традиций Президентом Азербайджанской республики Ильхамом Алиевым – это сакральная связь нации с духовными сущностями, которые указывают народу его уникальный путь в Мироздании. Таким образом черты реальности приобретает национальная идея, предопределяющая миссию народа, который просветленным разумом верующих в Бога людей самостоятельно пишет свои строки в священной книге Мировой истории.    

Олег Туляков, председатель общественного совета при Сумской областной военной администрации, доцент Сумского государственного университета