Мультикультурализм и возрождение албанских храмов в Азербайджане

F617C4B7-60E9-4A32-BA3B-A9F8315E19C9Азербайджан – многонациональная имногоконфессиональная страна, в которой с уважением относятся ко всем религиям и вероисповеданиям. В соответствии со статьей 18 Конституции страны: «В Азербайджанской Республике все вероисповедания равны перед законом». Для Азербайджана совершенно естественно придерживаться толерантной позиции в отношении различия во взглядах, обычаях, традициях.

Расположенный на историческом Шелковом пути Азербайджан, будучи пространством пересечения различных цивилизаций, веками известен как край, где формировалась среда национально-культурного разнообразия, где в условиях мира, благополучия, взаимопонимания и диалога проживают представители разных национальностей и конфессий. Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев говорил: «Азербайджанский народ сам по себе, а также, благодаря своей природе и своему характеру, обладает высоким чувством толерантности». Президент Азербайджана господин Ильхам Алиев сформулировал суть азербайджанской модели мультикультурализма: «Мультикультурализм в Азербайджане – это образ жизни».

В недалёком прошлом соседи азербайджанцев вели себя не толерантно, без уважения к историческому прошлому и наследию. Сегодня очень много албанских храмов на территории Азербайджана. Эти храмы были “приватизированы” армянами, а историческая правда была искажена и переписана.
Армяне, не считаясь с историческими фактами, перестраивали и присваивали албанские святыни, поставив под угрозу само существование выдающихся архитектурных шедевров с тысячелетней историей.56E2A8DA-415B-494A-BDB5-769EB8CDF926Сама история Албанской апостольской церкви, к большому сожалению, изучена не полностью. Церковное наследие албанцев, по большому счёту, только начинает приоткрываться для мировой общественности. Причина в том, что Армения долгое время последовательно и жестоко уничтожала наследие албанской культуры на территории Азербайджана. Древние албанские храмы в полной мере подверглись варварскому уничтожению, возродившись в так называемом «новом статусе -армянских церквей».

Более 120 албанских памятников стали «армянскими». Арменизация культурного албанского наследия явилась прямым нарушением Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Безвозвратно было уничтожено многое. И сейчас самое главное это спасти лишь то, что не удалось уничтожить захватчику.

Сразу же после блестящей победы в 44-дневной Карабахской войне развернулась широкомасштабная работа по реставрации культурно-исторических памятников древности. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев и Первый вице-президент, первая леди страны Мехрибан Алиева прикладывают немало усилий для восстановления и сохранения исторического наследия албанской культуры.

Памятники культуры и архитектуры взяты под опеку государства. Фонд имени Гейдара Алиева, который возглавляет первая леди страны Мехрибан Алиева, проводит восстановительные работы мечетей, храмов, святилищ, христианских и иудаистских культовых сооружений. Также проводится образовательная и просветительская работа – конференции, лекции, семинары, на которых обсуждаются вопросы азербайджанской мультикультурной традиции.

Уже стало доброй традицией проведение Международных летних и зимних школ мультикультуризма. Цель таких мероприятий – повышение квалификациикак зарубежных, так и местных преподавателей и студентов, занимающихся изучением вопросов современного мультикультурализма. В нынешнее время проводятся реставрационные работы на освобождённых территориях Карабаха, направлены значительные финансовые ресурсы на восстановление и возрождения памятников культуры и архитектуры, их развитие, разрабатываются туристические маршруты.

Ярким свидетельством армянского культурного террора может служить селение Джалут, которое считается одним древнейших населённых пунктов (поселений) государства Кавказская Албания, сформировавшегося в конце II – середине I веков до н.э. Село Джалут, расположенное в Огузском районе Азербайджанской Республики, прекрасный уголок земли, находящийся у подножия Больших Кавказских гор. Пожалуй, сложно будет найти ещё одно такое поселение где, на относительно небольшой территории расположилось столько уникальных памятников архитектуры, привлекающих туристов со всего мира. Но история Джалута – это не только памятники архитектуры. Это и свидетельство властолюбия и пренебрежения культурным наследием, насилия и беспрецедентного культурного рейдерства.

Албанский монастырь, находящийся в селении Джалут. Это одно из древнейших поселений, в котором сохранились древние курганы и кладбища. Исторические источники утверждают, что монастырь был построен в I веке. В монастырский комплекс входят: церковь, богато украшенная орнаментами и древняя базилика. Многие века Джалут был местом мирного проживания азербайджанцев, евреев, лезгин и других национальностей. Но с появлением армян всё изменилось, началась ассимиляция местного населения. В итоге албанский храм был захвачен армянами.

В результате арменизации этого селения монастырский комплекс пришёл в упадок, но в настоящее время проводится широкомасштабная реставрация, которая поможет сохранить монастырь как частицу мирового культурного наследия для грядущих поколений. Комплекс в Джалуте охраняется государством.

В своих выступлениях Президент Азербайджана господин Ильхам Алиев неоднократно называл армянские христианские храмы и памятники Карабаха наследием Кавказской Албании и особо подчёркивал их историческое значение для всего Азербайджанского государства. Под руководством государства в скором будущем все албанские святыни по всей территории Азербайджана будут реставрированы и восстановлены и вновь станут культурным достоянием азербайджанского народа и важными пунктами международного туристического маршрута.

Почетный консул Азербайджанской Республики в г. Харьков, кандидат политических наук Афган Салманов