Автор: Андрей Лебедь
Теория естественного права – важнейшая с точки зрения концептуализации и легитимации доктрина в системе историко-философских и правовых учений. Эта доктрина определяет неотъемлемость, неотделимость, неотчуждаемость прав человека на том основании, что они априори принадлежат каждому из нас от рождения, по факту нашего существования. Нормы и принципы данной доктрины права противоречат так называемому «позитивному праву», согласно которому права человека дарованы ему правителем, монархом, государством и т.п. К естественным правам следует отнести социально-экономические и политические права. Но более того – право на Жизнь.
Доктрина естественного права, в частности, была сформулирована философом Джоном Локком. Естественное состояние человека он определил как «состояние полной свободы в … распоряжении своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли. Это также состояние равенства, при котором … никто не имеет больше другого».
Результаты и последствия двух мировых войн, трагические события голодомора в Украине, холокост и другие преступления против человечности, совершённые в относительно короткий исторический промежуток времени, с необходимостью определили создание международной системы защиты и гарантий прав человека. Эта выдающаяся миссия возлагалась на новообразованную международную организацию – ООН, в преамбуле Устава которой говорится, что «народы объединенных наций, преисполненные решимости… вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, … создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение, … содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов».
На практике эта миссия была формализована через комплекс международных документов, с одной стороны, регламентирующих и регулирующих правоотношения в сфере обеспечения и гарантий прав человека, с другой – осуждающие любые проявления гомофобии. Одним из таких важнейших документов является Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1948 года.
Сегодня, когда весь цивилизованный мир чтит память жертв Ходжалинского геноцида, учинённого армянскими военными преступниками против мирного населения азербайджанского города Ходжалы в феврале 1992 года, осмысление политической, правовой и моральной силы Конвенции способствует международному резонансу событий 32-летней давности, забыть которые каждый из нас не имеет права. Тем более, в условиях, когда не сформулировано однозначное представление о тех событиях как о геноциде на уровне международного сообщества. Вместе с тем, не наказаны виновные в учинённой бойне мирных граждан Азербайджана.
Действительно, на военные преступления армян в Ходжалы отреагировали ведущие мировые державы, осудившие насилие против мирных азербайджанцев. Парламенты многих стран приняли резолюции, в которых осудили акт армянской агрессии и поддержали территориальную целостность Азербайджана. Схожую позицию заняли многочисленные международные и региональные организации, как то: Европейский суд по правам человека, Организация Исламского Сотрудничества, Тюркский совет, Международная правозащитная организация Human Rights Watch и многие другие.
Но есть одно «Но» … Практически все они расценили акт армянской военной (на этом следует акцентировать внимание!!!) агрессии и насилия против мирных жителей азербайджанского города Ходжалы и других населённых пунктов республики как «резня», «преступление против человечности», «кровопролитие», «конфликт» и проч. В то время как в самом Азербайджане события 25-26 февраля 1992 года трактуются как геноцид, международное признание которого является важнейшей составляющей внешней политики азербайджанского правительства и президента Ильхама Алиева. А до этого этот вопрос находился на передовой политики общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. 26 февраля 2007 года азербайджанский парламент принял обращение к международным организациям, правительствам и парламентам с призывом признать февральские события в Ходжалы актом геноцида против азербайджанского народа.
Попытаемся осмыслить события в Ходжалы по факту оценки и признания действия армянской военщины как геноцида азербайджанского народа. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него определяет геноцид как преступление, нарушающее нормы международного права и противоречащее духу и целям Организации Объединенных Наций. Естественно, что весь цивилизованный мир осуждает его, признавая, что геноцид приносил большие потери человечеству и что для избавления от этого «отвратительного бедствия» необходимо международное сотрудничество.
Статья II Конвенции под геноцидом понимает действия, совершаемые с намерением уничтожить группу людей ввиду их национальной, этнической, расовой или религиозной принадлежности. К таковым Конвенция относит:
a) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Оценивая произошедшее в Ходжалы в феврале 1992 года, отметим тот факт, что действия армянских военных преступников действительно были направлены против этнической группы – азербайджанцев, проживающих на исконно азербайджанских территориях, но которые армяне считали своими в контексте реализуемой ими мифической идеи «великой Армении». Именно по этническому, национальному признаку были совершены депортации азербайджанцев в 1918-1920, 1948-1953 и 1988-1991 гг. опять же в рамках построения армянского квазигосударства. Естественно, что эти процессы сопровождались актами агрессии и насилия против азербайджанского народа. Венцом которых, стали трагические события в Ходжалы. Трагизм ситуации в том, что Ходжалы – это один из многих прецедентов армянского агрессивного шовинизма и национализма на исконных азербайджанских территориях.
Более того, то, как повели себя армяне в Ходжалы в отношении историко-культурного наследия азербайджанского народа, осквернив памятники мусульманской культуры и мусульманские кладбища, подпадает под определение культурного геноцида. В этих действиях армянской военщины очевидны геноцидные действия в отношении религиозной группы – мусульманского населения Ходжалы. Таким образом, уже исходя из концептуального анализа геноцида, а также интерпретативного анализа действий армян на территории суверенного Азербайджана, можем констатировать очевидные признаки геноцидных практик и действий с их стороны в отношении коренного азербайджанского населения.
Далее. Определяя азербайджанский народ в спектре его этнических, национальных и религиозных особенностей, что стало поводом для его уничтожения армянскими военными преступниками, то он предстаёт как объект геноцида. Таким образом, азербайджанский народ представляет собой «национальную группу», т.е. объединение людей, которые имеют устойчивую правовую связь: единое гражданство, определенные права и обязанности. Определение национальной группы даёт все основания рассматривать как объект преступления геноцида часть азербайджанского народа — совокупность жертв агрессивной политики Армении, в частности, в Ходжалы.
Азербайджанский народ как этническая группа представляет собой культурное, лингвистическое или другое явно выраженное отличие присущее данной группе. Такая интерпретация «этнической группы» в сравнении с положением азербайджанцев, проживавших на территории Армении, даёт основания рассматривать их как этническую группу, которая стала объектом преступления геноцида.
Конвенция о геноциде не требует установления мотива субъекта преступления. Вместе с тем, это может помочь при определении преступного умысла субъекта преступления. Ключ к пониманию мотивов геноцида азербайджанского народа можно найти в словах армянского президента сержа саргсяна, заявившего, что «до Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот стереотип».
Определяющим элементом для квалификации преступления геноцида в соответствии с Конвенцией о геноциде является наличие прямого умысла уничтожения членов соответствующей группы в силу их принадлежности к ней. Действия, предусмотренные статьёй II Конвенции, чётко требуют наличия определенных субъективных факторов, среди которых умысел, как необходимая составляющая преступления геноцида, является определяющим элементом квалификации преступления. Намеревались ли армяне организовать геноцид азербайджанцев? Как видится, слова армянского президента напрямую свидетельствуют об этом.
Конкретное намерение на совершение геноцида является сущностью геноцида и отличительной характеристикой этого преступления. При отсутствии прямых доказательств могут быть достаточными и косвенные доказательства. Конкретное намерение на совершение геноцида может быть выведено также из окружающих фактов и обстоятельств, которые могут содержать:
a) общий контекст;
b) совершение других преступных деяний, систематически направленных против той же группы;
c) масштабы совершенных преступлений;
d) систематическое преследование жертв из-за их принадлежности к определенной группе;
e) доказательство психического состояния по совершению основных действий;
f) повторение деструктивных и дискриминационных действий или наличие плана или политики.
Очевидным есть то, что действия армянской военщины в Ходжалы прямо и косвенно подтверждают их геноцидный характер. Дело за малым. Мировое сообщество, прежде всего, на уровне ООН, Международного суда, Международного криминального суда, Европейского суда по правам человека, Совета Европы и др., должны проявить политическую волю и мудрость и объективно оценить февральские события 1992 года в Ходжалы. Успешная реализация этого намерения во многом зависит также от консолидированной позиции азербайджанцев всего мира, азербайджанского правительства и азербайджанского Президента Ильхама Алиева.
Также хочется отметить, что и украинский народ в условиях полномасштабной агрессии рф против нашего государства должен отстоять свою независимость и историческую справедливость не только на полях военных действий, но и правовых баталий. В том числе, по факту геноцида украинского народа. Трагический опыт Бучи, Ирпеня, Изюма, Гостомеля, Мотыжина и других населённых пунктов Украины, подвергшихся российской оккупации – горькое тому свидетельство.
Как в своё время азербайджанский парламент, так и украинский парламент 14 апреля 2022 года принял постановление «О совершении Российской Федерацией геноцида в Украине», которым действия российских войск и российского руководства в Украине признаются геноцидом украинского народа. Согласно заявлению, акты геноцида в действиях Российской Федерации проявляются следующим образом:
a) массовые зверства, совершенные российскими войсками на временно оккупированных территориях;
b) систематические случаи умышленного убийства мирного населения;
c) массовые депортации мирного населения;
d) перемещение украинских детей-переселенцев в систему образования Российской Федерации;
e) захват и целенаправленное уничтожение объектов инфраструктуры;
f) системные действия Российской Федерации, рассчитанные на постепенное уничтожение украинского народа.
Таким образом, и Азербайджан, и Украина имеют совместные стратегические цели доказать в плоскости международного права акт геноцида в действиях армянских военных в феврале 1992 года на исконных азербайджанских территориях и в действиях российских военных с февраля 2022 года на территории Украины. Азербайджанский и украинский народы должны проявить усердие и консолидированное единство дабы наказать зло за те преступления, которые не имеют сроков давности. И зло будет наказано. Бог с нами. А значит, и правда с нами!
Андрей Лебедь, доктор философских наук, профессор Сумского государственного университета, Научный эксперт при Представителе Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в Сумской области