Embraer 190 №J2-8243 и Boeing 777 MH17: две трагедии – одно преступление

Автор: Андрей Лебедь

Россия часто рассматривается как дестабилизирующий фактор в мировой политике из-за нескольких ключевых факторов, которые охватывают военные, экономические и геополитические аспекты. Некоторые из этих факторов включают агрессивную внешнюю политику и военные действия. Аннексия Россией Крыма и война в Украине была широко осуждена как нарушение международного права и суверенитета. Этот акт агрессии усилил напряженность в Европе и спровоцировал глобальный геополитический кризис. Продолжающаяся война в Украине привело к масштабному гуманитарному кризису, перемещению миллионов людей и широкому осуждению со стороны международного сообщества. Война дестабилизировала Европу и привела к серьезной перестройке геополитических союзов.

Военное участие России в гражданской войне в Сирии, поддержка режима президента Башара Асада, стало еще одним примером ее интервенционистской политики. Оно привело к нестабильности в регионе и напряженности в международных отношениях. Россия также стремится расширить свое влияние, поддерживая правительства и военизированные группировки на Ближнем Востоке и в Африке, что часто приводит к соперничеству с ведущими державами.

Россию обвиняют в использовании кибератак в качестве инструмента влияния, направленного на политические организации в других странах, включая вмешательство в президентские выборы в США в 2016 году. Эти действия вызвали обеспокоенность по поводу безопасности демократических процессов во всем мире.

Наряду с кибератаками Россия проводит широкомасштабные дезинформационные кампании, направленные на дестабилизацию политической обстановки во многих странах. Эти кампании способствуют поляризации, недоверию и расколу общества, что еще больше осложняет международные отношения.

При президенте Владимире Путине Россия перешла к более авторитарному правлению, подавляя политическое инакомыслие, ограничивая свободу слова и преследуя лидеров оппозиции. Отсутствие политической открытости и гражданских свобод привело к значительному напряжению политического климата.

Россия использует свои обширные энергетические ресурсы в качестве рычага давления в отношениях с другими странами. Её обвиняют в использовании энергоресурсов в качестве инструмента политического давления, что вызывает обеспокоенность по поводу энергетической безопасности в глобальном и региональном масштабе. Доминирующее положение России на европейских энергетических рынках стало точкой геополитического влияния, а диверсификация источников энергии в Европе стала ответом на опасения по поводу этой зависимости.

Россия активно поддерживает авторитарные режимы в различных регионах, что способствовало дестабилизации обстановки в этих странах. Она часто оказывает политическую, военную и экономическую поддержку режимам, которые сталкиваются с внутренней оппозицией или международным осуждением.

Тактика РФ по дестабилизации давно известна и имеет свои результаты. Она использует сочетание обычной военной силы, кибератак, дезинформационных кампаний и экономического принуждения для подрыва стабильности в странах-мишенях. Москва разработала сложные методы распространения дезинформации в глобальном масштабе, влияя на общественное мнение и политический дискурс в демократических государствах. Кремль поддерживает как крайне правые, так и крайне левые движения по всей Европе, чтобы способствовать нестабильности независимо от идеологии. Лидеры многих государств сталкиваются с проблемами, связанными с попытками России подорвать демократические институты с помощью тактик гибридной войны, кибератак и кампаний по дезинформации.

Внешняя политика России, ее агрессивная военная позиция, внутриполитический контроль и манипуляции с энергетическими ресурсами привели к тому, что она стала рассматриваться как дестабилизирующая сила во всем мире. Ее действия бросают вызов международным нормам, создают неопределенность и подпитывают напряженность в отношениях как с соседними странами, так и с мировыми державами. Эти факторы продолжают формировать глобальный геополитический ландшафт, делая ее ключевым игроком в глобальной нестабильности.

Подтверждением деструктивного влияния РФ на геополитическую картину мира служит и ее политика в отношении южно-кавказского региона и в частности, Азербайджана. Отношения между Россией и Азербайджаном формировались под влиянием сложного сочетания геополитических, исторических и стратегических факторов, и хотя у них есть общие интересы, существуют и зоны напряженности.

Азербайджан входил в состав Советского Союза до его распада в 1991 году. В течение этого времени он находился под контролем Москвы, и границы и политические системы советского периода до сих пор оказывают значительное влияние на постсоветские отношения. После провозглашения Азербайджаном независимости в 1991 году влияние России в регионе ослабло, хотя две страны поддерживали тесные связи. Азербайджан, как и многие другие бывшие советские республики, стремился сбалансировать свои отношения с Россией, одновременно прокладывая свой собственный путь в международных отношениях. Хотя Россия традиционно рассматривается как региональная держава на Южном Кавказе, Азербайджан поддерживает геостратегический баланс в регионе.

Россия все еще стремится сохранить свое влияние на Азербайджан, но вынуждена противостоять его стремлению к независимости. Азербайджанская республика с осторожностью относится к присоединению к российским структурам безопасности и политическим структурам, предпочитая сохранять нейтралитет и избегать чрезмерной привязанности к российской сфере влияния.

Стремление Азербайджана проводить независимую внешнюю политику часто приводило к дипломатическим трениям с Россией. В то время как Россия стремится сохранить свою роль региональной державы, Азербайджан старается избегать чрезмерной зависимости в любом аспекте, особенно в контексте своего суверенитета и территориальной целостности. Страна проводит многовекторную внешнюю политику, стремясь сбалансировать отношения со многими государствами. В основе этой стратегии лежит его стремление максимально использовать свои политические и экономические рычаги, избегая при этом чрезмерной зависимости от какой-либо одной державы.

Отношения между Россией и Азербайджаном характеризуются как сотрудничеством, так и напряженностью. Несмотря на общие экономические интересы и интересы в сфере безопасности, усилия Азербайджана по проведению независимой внешней политики, его региональные союзы и роль в карабахском конфликте создают сложности в отношениях. Россия, со своей стороны, стремится сохранить влияние на Азербайджан и более широкий регион Южного Кавказа, но должна учитывать стремление Азербайджана к суверенитету и  его геополитические интересы.

В последнее время отношения между Москвой и Баку стали более натянутыми, что явилось следствием того, что даже после публикации предварительного отчета следственной комиссии Россия не спешит признавать вину за подбитый самолет Embraer 190 №J2-8243, следовавшем рейсом Баку-Грозный.

Более того, Россия намеренно распространяет фейки и дезинформацию о событии, перекладывая вину на кого угодно только не на себя.  В российских СМИ и соцсетях стали появляться дискредитирующие Азербайджан материалы. Основной их посыл — Баку не вправе заявлять о своих претензиях до якобы «окончательного расследования» инцидента. Нечто похожее мы уже видели, когда в небе над Украиной был сбит малазийский Boeing 777 MH17. Тогда Россия также отрицала свою причастность по факту сбития пассажирского самолета.

Инциденты с самолетами Embraer 190 №J2-8243 и Boeing 777 MH17 и отрицание Россией своей причастности к ним свидетельствует о ненаказанном зле, о противоречии и неуважении не только к нормам международного права, но и к жизням и судьбам убиенных, ни в чем не повинных гражданских лиц, ставших заложниками российского лицемерия и шовинизма. Все это подтверждает тот факт, что РФ давно уже потеряла имидж полноценного партнера, с которым можно строить доверительные отношения и долгосрочные стратегические союзы.

Азербайджанская республика последовательно защищает свои национальные интересы, демонстрируя принципиальную позицию и нетерпимость в деле внешнего вмешательства в свои внутренние дела. В ответ на явно недружественную позицию Москвы, азербайджанское правительство приняло решение и официально уведомило Кремль о прекращении деятельности агентства «Россотрудничество» на территории Азербайджана.

Также было принято решение закрыть и «Русский дом» в Баку. Решение о его закрытии связано с информацией о том, что российский культурный центр занимается шпионской деятельностью против Азербайджана. Центр использует свою деятельность под видом культурных и гуманитарных инициатив для содействия межэтнической розни и участия в разведывательной работе.

Российская Федерация является достойной правопреемницей СССР, продолжая его худшие традиции в деле манипуляций общественным сознанием, дискредитации и дезинформации. Признает Россия свои ошибки или нет уже не играет никакого значения. Имидж надежного партнера она уже утратила. Для того чтобы вернуть его понадобятся годы. Но видя как развиваются события, как имперское мышление замещает собой мышление конструктивное, сомнительным представляется позитивный ребрендинг России.

 

Автор: Андрей Лебедь, доктор философских наук, профессор Сумского государственного университета, Научный эксперт при Представителе Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в Сумской области