День национального спасения азербайджанского народа. Взгляд украинского философа

Этот праздник для народа Азербайджана символизирует яркую и знаковую историческую победу под руководством национального лидера Гейдара Алиева, опыт и управленческий талант которого есть ярким примером харизматического лидерства в кризисной ситуации.

В истории каждого народа есть периоды, когда будто само Мироздание бросает вызов – этакий судьбоносный челендж, ответ на который предопределяет дальнейших ход событий. При этом есть исключительно два варианта. И третьего в данной ситуации не дано.

 В случае неудачи нация падает в пучину гражданских конфликтов, деградации, ассимиляции с другими народами и, в конечном итоге, к исчезновению. Так с исторической дистанции сходят целые государства, оставив после себя в лучшем случае культурные памятники, по которым иногда достаточно сложно понять живущим ныне поколениям то, что представлял из себя тот или иной народ.

Вторая альтернатива предполагает некую всеобщую победу, следствием которой есть бурное социально-экономическое и культурное развитие, национальное единение и предметное понимание перспектив дальнейшего пути. В этом случае челендж при всем своем видимом ужасе и трагизме играет позитивную роль с точки зрения глобальных задач диалектического становления нации. Достойно выйдя из горнила испытаний, народ получает мощный толчок, устойчивую позитивную динамику своего движения вперед.

Челендж в истории Азербайджанской республики случился в 1993 году, когда под предводительством одного из полковников вспыхнул мятеж, вполне реалистичным следствием которого могла стать масштабная и катастрофическая гражданская война. Председатель парламента подает в отставку, призванная потушить конфликт делегация взята в плен, а география противостояния достигает Баку. Над только недавно получившей государственную независимость республикой нависают свинцовые тучи.

Английский философ рубежа XVI-XVII столетий Томас Гоббс, представляя абстрактную модель государства, сравнивал его с Левиафаном – мифическим существом, части тела которого символизировали определенную функцию. Так вот гражданская война определяется Гоббсом как смерть Левиафана. Этим мыслитель хотел указать на катастрофические последствия, которые несет такой вид противостояния не только для государства, но в первую очередь для народа в целом, поскольку государство есть определенные законами формы всеобщей жизнедеятельности. А наполняют эти формы люди, именно от степени их готовности ответить на глобальный вызов зависит конечный успех. 

Азербайджан в те времена явил мировой истории яркий пример преодоления нависшей катастрофы с помощью национального лидера, который характеризуется политической наукой как харизматический лидер. Таким лидером стал Гейдар Алиев, который по просьбе азербайджанского народа, а также движимый глубоким душевным беспокойством за судьбу государства, вернулся из родной Нахичевани 15 июня 1993 года. Именно эта дата стала для Азербайджанской республики Днем национального спасения. Спасения от горя разрухи, страданий, исторического небытия. 

Харизматический лидер определяется как значимый и авторитетный для    деятель, за которым люди признают исключительные, а если переводить прямо с греческого слово «харизма» — божественные качества. Выдающийся немецкий мыслитель рубежа XIX-XX веков Макс Вебер, один из авторов теории о таком типе лидерства писал: «Харизмой» следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная богом или как образец». 

Однако такой высокий статус харизматического лидера не дается только с рождения, а формируется в делах, замыслах и внутренней, духовной связи со всем народом. Гейдар Алиев на протяжении периода своего руководства Азербайджаном приобрел такие качества трудом и самопожертвованием.  В свое время в крайне неблагоприятных условиях тоталитарного режима СССР он сумел сформировать мощную азербайджанскую нацию, утвердив основы устойчивого развития промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и культуры. Указанные обстоятельства, а также его авторитет, титанический управленческий потенциал стали предпосылками упреждения нависшей в 1993 году над Азербайджаном катастрофы.  

Уже 25 июня того драматического 1993 года Гейдара Алиева избирают председателем Национального Совета Азербайджана, а в октябре его управленческие возможности дополняются потенциалом законно избранного Президента. Впереди – множество сложнейших задач по развитию в условиях динамических изменений и неопределенности, переживаний и борьбы, успехов и неудач. Но главное было сделано – Азербайджан был спасен. Народ республики под руководством Гейдара Алиева достойно ответил на вызов Мироздания, выйдя из горнила испытаний сильным и уверенным в себе.

 

Олег Туляков,
доцент Сумского государственного университета,
председатель общественного совета
при Сумской областной государственной администрации